29-я Международная Выставка и Конференция «Нефть и Газ»
29-я Международная Выставка и Конференция «Нефть и Газ»

Европа ждет газ из Казахстана

Представители ЕС заявили о том, что они планируют получать дополнительные объемы газа из Казахстана и Туркменистана

В ходе прошедшего недавно заседания Совета сотрудничества Евросоюза и Азербайджана представители ЕС заявили о том, что, помимо газа из республик Закавказья, они планируют получать дополнительные объемы из Казахстана и Туркменистана. Об этом сообщил вице-президент Европейской комиссии по энергетическом союзу, сопредседатель совета Марош Шефчович. По его словам, проект укрепит энергетическую безопасность Европы. Экспорт газа, по замыслу европейской стороны, будет осуществляться по Южному газовому коридору.

«Вашингтон поддерживает реализацию проекта создания Южного газового коридора, так как нуждается в сильной Европе в качестве стратегического партнера. США всегда поддерживали любые начинания в области энергетической безопасности», — отметила исполняющая обязанности координатора и спецпосланника Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам Сью Саарнио.

Поиски альтернативных путей

Проект предполагает прокладку трубопровода по дну Каспия, против чего категорически выступают Россия и Иран, которые имеют свои интересы и виды на европейский газовый рынок.

При этом изначально еще до осложнения отношений Москвы и Брюсселя планировалось, что и Россия будет участвовать в проекте. Так, например, еще 12 мая 2007 года в туркменском городе Туркменбаши президенты России Владимир Путин, Казахстана Нурсултан Назарбаев и Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписали совместную декларацию о строительстве Прикаспийского трубопровода. По первоначальному замыслу, должно было транспортироваться до 30 млрд кубометров газа в год из Туркменистана и до 10 млрд кубометров в год из Казахстана.

Вместе с тем Астана не исключала возможности поставки своих углеводородов на европейские рынки через Азербайджан. В декабре 2017 года министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что Баку и Астана создают две рабочие группы по вопросам транспортировки казахстанских нефти и газа через Азербайджан на мировые рынки.

«Объемы добычи казахстанского газа будут увеличиваться, и в качестве маршрутов экспорта рассматривается Азербайджан. Как один из вариантов мы рассматриваем строительство на западе Казахстана LNG-завода с последующей транспортировкой этой продукции через Азербайджан на мировые рынки», — подчеркнул Канат Бозумбаев.

Возможности диверсификации экспорта

Кстати, глава Минэнерго во время запуска экспортных поставок газа в Китай подчеркнул, что исторически казахстанский газ поставлялся в Европу через Российскую Федерацию, и очень важно, что теперь у Казахстана появилась альтернатива. 5 млрд кубометров газа, которые экспортируются в Китай, — это только начало, первый шаг.

Таким образом, Астана рассматривает возможности диверсификации экспорта газа, а европейский рынок, учитывая его платежеспособность и более высокую цену за товар, достаточно перспективен для Казахстана.

Стоит отметить, что валовая добыча газа в Казахстане составляет 48 млрд кубометров, из которых в 2016 году было произведено 28,5 млрд кубометров товарного газа, в 2017-м — 29 млрд кубометров. Экспорт природного газа в 2017 году составил около 13,7 млрд кубометров. Основная доля газа сейчас обеспечивается тремя крупными месторождениями — Карачаганак (49%), Тенгиз (31%) и Кашаган (14%).

Внутренние цены вырастут

Вместе с тем, как отмечают эксперты, желание Казахстана экспортировать новые объемы газа неминуемо приведет к росту цен на внутреннем рынке. К тому же в рамках ЕАЭС и ВТО Казахстан должен перейти на равнодоходные цены на энергоносители, включая и природный газ. То есть цены на внутреннем рынке должны быть равны экспортным за вычетом налогов/сборов и расходов на транспортировку.

Например, средняя цена для населения в Казахстане за 1000 кубометров природного газа в последние годы составляла около $40−50. Экспортная цена, по которой Казахстан продает газ в Китай, — в пределах $120−130. Поэтому, если газ, помимо Китая, пойдет еще в ЕС, то стоит ожидать роста внутренних цен в 2−3 раза.

Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов отметил, что интерес ЕС к газу из стран ЦА вполне объясним. Так как Европа пытается максимально снизить свою зависимость от российского голубого топлива, то в Брюсселе все более активно ищут новые источники топлива. И Казахстан здесь может быть идеальным партнером, считает эксперт. По его словам, это связано с тем, что сейчас у Астаны есть налаженные отношения с европейскими столицами по части сотрудничества в нефтяной сфере. К тому же для Запада важна политическая и экономическая стабильность в тех странах, откуда идет экспорт энергоресурсов, чем обладает Казахстан, заметил он.

«Однако нельзя не учитывать и риски. Если экспорт газа в Китай со стороны РК не вызвал болезненной реакции у России, то транспортировка в ЕС — это вопрос совершенно другого характера. Например, взаимоотношения Туркменистана и России сейчас весьма натянутые, именно из-за того что Ашхабад все активнее предлагает свои энергоресурсы европейским странам. „Газпром“ весьма ревностно относится к подобным действиям, тем более когда речь идет о поставках в ЕС. При этом необходимо трезво понимать, что ни у Туркмении, ни у Казахстана нет тех объемов, которые могли бы покрыть европейский рынок», — отметил Алишер Хамидов.

Помнить о рисках

Эксперт в области энергобезопасности Эмин Гаппаров считает, что для Казахстана европейский рынок газа — перспективное направление, так как страна должна не только диверсифицировать маршруты поставок, но и отходить лишь от нефтяного экспорта, тем более что, по расчетам специалистов, газ в ближайшее десятилетие в отличие от нефти все еще будет востребованным ресурсом.

«Пока заявка ЕС на центральноазиатский газ выглядит довольно сдержанной, сейчас Брюссель договорился с Баку на транспортировку первых объемов из Азербайджана, однако казахское и туркменское направления обозначены лишь пунктирно, поэтому это по-прежнему отдаленные перспективы. В случае и с Туркменией, и с Казахстаном для Запада проблемными остаются транспортировка, маршруты доставки, учитывая соседство с неспокойным Афганистаном. Этот риск всегда закладывается в такие проекты», — подчеркнул он.

Эксперт отметил, что не ожидает серьезных столкновений между Москвой и Астаной, в случае если Казахстан решится поставлять свой газ в европейском направлении.

«Если даже это произойдет, то это слишком малые объемы, чтобы каким-то образом составить конкуренцию «Газпрому», — сказал он.

Вместе с тем, говоря об объемах, стоит отметить, что в октябре 2017 года Минэнерго огласило собственный прогноз, согласно которому к 2025 году Казахстан намерен довести добычу нефти до 100 млн тонн в год, а газа — до 60 млрд кубометров.

В ожидании поставок

В рамках международной выставки KIOGE-2017 глава представительства ЕС в Казахстане Траян Лауренцо Христеа подчеркнул, что еще в 1990-х Евросоюз стал сильно зависеть от импорта нефти и газа, и эта зависимость только растет.

«ЕС сейчас крайне заинтересован в проекте „Кашаган“. Серьезное увеличение объемов на нем может превратить Казахстан в один из крупнейших поставщиков нефти в мире. Нам интересно завершение сделки по приобретению китайской стороной румынской „дочки“ „КазМунайГаза“, после чего объем переработки может вырасти до 5 млн тонн в год. К тому же через порт Констанция появится мост для доставки энергетических углеродов из Центральной Азии в Европу», — сказал тогда представитель Евросоюза.

Таким образом, Брюссель действительно все активнее присматривается к нефтегазовому рынку Казахстана.

Выстроить необходимую инфраструктуру

Нефтегазовый аналитик, доктор университета регионоведения «Ханкук» из Южной Кореи Ровшан Ибрагимов отметил, что Астана уже давно вынашивает планы по организации продажи сжиженного природного газа в ЕС через Азербайджан. Проблема в отсутствии соответствующей инфраструктуры для этого, например, LNG-терминалов. По его словам, примерная схема поставок такова: газ будет сжижаться в Казахстане, а разжижаться в Азербайджане и идти в ЕС по Южному газовому коридору. Он отметил, что так как Казахстан — страна, не имеющая выхода к морю, то для нее диверсификация поставок того же газа жизненно необходима, чтобы, если произойдут форс-мажорные обстоятельства в той же России, иметь альтернативные пути поставок.

Эксперт считает, что Казахстан, чтобы решить проблему LNG-терминала, может строить его совместно с Туркменистаном, который также нуждается в подобной инфраструктуре для доставки газа в ЕС, к тому же в Туркменистане больше запасов газа, это более безопасный способ доставки, чем прокладка трубопровода по дну Каспийского моря.

Источник

  • Создано .