30-я Международная Выставка и Конференция «Нефть и Газ»
30-я Международная Выставка и Конференция «Нефть и Газ»

Жакып Марабаев: Интенсификация добычи нефти – основная производственная задача КМГ

В Казахстане разрабатывают ряд налоговых преференций для недропользователей, работающих на зрелых и трудноизвлекаемых месторождениях. Соответствующие меры уже разрабатываются министерством энергетики РК. О том, чем помогут налоговые льготы и как поддерживают добычу на зрелых месторождениях, рассказал заместитель председателя правления АО НК «КазМунайГаз» по производству Жакып Марабаев

956e918f0bc745f3201b9fde624eb601 small

Жакып Насибкалиевич, тема зрелых месторождений для национальной компании всегда оставалась актуальной…

- Да, вопрос зрелых месторождений остро стоит на повестке дня. Нами этот вопрос уже частично с государственными органами отработан. Так, постановлением правительства для АО «Озенмунайгаз» по отдельной части месторождения Узень на ближайшие три года установлена льготная ставка по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 2,6%. По предварительным расчетам, предоставление льготной ставки позволит Озенмунайгазу сэкономить около 17 млрд тенге в год. 50% от этих средств будут направлены на социально-экономическое развитие города Жанаозен, это помимо ежегодно инвестируемых средств на развитие города. Оставшиеся 50% будут направлены непосредственно на инвестирование собственных производственных процессов Озенмунайгаза, что, кстати, также дает мультипликативный эффект на регион в связи с работами по поддержке добычи нефти, занятостью населения и так далее. Однако мы сейчас прорабатываем вопрос, чтобы льготную ставку НДПИ установили без ограничения ее срока действия.

Конечно, национальной компанией принимается ряд мер по поддержанию уровня добычи и повышению эффективности на зрелых месторождениях, в том числе различные геолого-технические мероприятия. К примеру, по месторождению Узень у нас вообще разработан отдельный 5-летний план. Кроме того, активно развиваем сотрудничество с зарубежными нефтегазовыми компаниями - ПАО Татнефть, ENI и Total по проблемным вопросам производства. Наши партнеры готовы поделиться своими цифровыми технологиями и обучить казахстанских специалистов для последующего самостоятельного решения стратегических и операционных задач, стоящих перед компанией.

Если проблема зрелых месторождений так остро стоит, значит ли это, что компания будет постепенно сокращать добычу нефти?

- Перед нами в настоящее время стоит задача по интенсификации добычи нефти. Как я уже отмечал выше, мы принимаем ряд мер и пока добыча идет в соответствии с планами.

Так, за прошедшие 9 месяцев компания перевыполнила намеченный план по добыче нефти и газоконденсата на 331 тыс. тонн.

Что касается наших неоперационных активов, это три крупных проекта Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, то в этом году здесь были проведены плановые ремонты, которые, кстати, завершились раньше срока. Это в первую очередь говорит о слаженной работе всех акционеров проектов и курирующих государственных органов, о высокой подготовленности и компетенции сотрудников, как казахстанских, так и иностранных, а также об эффективном планировании технического обслуживания и ремонтов. В целом, на всех трех месторождениях добыча также идет с небольшим перевыполнением плана. Таким образом, мы выполняем все поставленные перед нами задачи государством.

Помимо поддержания добычи нефти на прежнем уровне, за компанией сохраняется исполнение существенных социальных обязательств?

- Да. Если брать на примере того же города Жанаозен, то группа компаний «КазМунайГаз» несет на себе определенные социальные обязательства по трудоустройству жителей города и региона в целом. Мы оказываем содействие местным исполнительным властям с решением проблемы перенаселенности, есть определенные обязательства по закупу товаров у местных товаропроизводителей, выделяем средства на строительство объектов социального назначения, таких как больницы, школы, спортивные площадки.

И такая работа нами проводится не только в городе Жанаозен, в каждом регионе присутствия у нас полная вовлеченность в жизнь и деятельность региона.

Несмотря на принимаемые меры, социальная обстановка, к примеру, в нефтесервисных компаниях остается напряженной. С начала года работники неоднократно выходили на забастовки.

- Я бы не назвал обстановку в данной сфере напряженной. Хотя определенные проблемы в блоке нефтесервиса есть и причин этому много. Это и сокращение портфеля заказов для компаний нефтесервиса в связи с естественным падением добычи нефти, так как буровых и иных работ в данной сфере с каждым годом требуется все меньше, и переизбыток персонала, и непрофильные для данных компаний виды деятельности и так далее.

В течение нескольких лет «КазМунайГаз» поэтапно решал проблему нефтесервиса. С одной стороны перед «КазМунайГазом» стоит задача по достижению стратегических задач, с другой стороны социальные обязательства, о которых мы говорили выше, поэтому здесь необходимо было найти баланс.

За последние годы нами была оказана значительная финансовая поддержка сервисным компаниям, внедрены несколько программ, направленных на возможность персоналу безболезненно переобучиться, перейти в другие подразделения компании или получить достойные выходные пособия, были получены дополнительные объемы работ посторонним компаниям, освоены новые виды прибыльные деятельности такие, как энергоснабжение организаций, техническое обслуживание GPS-мониторинга транспорта и другие.

В итоге на сегодняшний день 8 из 12 сервисных компаний выходят на уровень безубыточности. По сравнению с прошлыми годами это значительное улучшение деятельности блока нефтесервиса.

Кроме того, должен отметить, что часть нефтесервисных организаций не входят в группу компаний КМГ, а лишь оказывают услуги, иначе говоря, подрядные организации. Вот в этих компаниях как раз-таки проходили забастовки в текущем году. И хотя это не наши дочерние компании, тем не менее они входят в периметр нашей деятельности, и мы также понимаем и принимаем ответственность за их деятельность. Поэтому мы следим за социальной обстановкой в этих компаниях. Более того, мы выдвигаем ряд жестких требований к руководству данных предприятий, в том числе по обучению сотрудников и повышению их компетенций, чтобы они были более конкурентоспособны на рынке, требуем соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, так как именно в этих компаниях чаще всего происходят несчастные случаи на производстве. То есть мы не делим на дочерние компании и подрядные. Приняты определенные нормы в компании, значит, их должны соблюдать все.

На прогремевшем весной этого года месторождении Каламкас, работы осуществляла также подрядная сервисная компания?

- Абсолютно верно. Конечно, нами были приняты меры по недопущению впредь осложнений при бурении и эксплуатации месторождения. И, конечно, к предприятию должны были быть применены жесткие санкции, вплоть до лишения лицензии. И мы со своей стороны могли прекратить договорные отношения с этой компанией. Но, во-первых, в случае лишения лицензии без работы останутся ее работники, а это почти 1000 человек. А, во-вторых, будет не исполнен план по добыче нефти, что негативно скажется в том числе на экономике региона.

К слову об авариях. Это не единственное неприятное происшествие, выпавшее на долю национальной компании в текущем году. А хорошие новости есть?

- Не хочу быть предвзятым, но средства массовой информации любят акцентировать внимание на проблемных вопросах. И совсем мало внимания уделяют хорошим новостям. Вот, например, мы добровольно взяли на себя обязательство по очистке нефтезагрязненных территорий. К сожалению, на заре начальной разработки нефтяных месторождений не было таких технологий, как сегодня, что привело к образованию обширных территорий со старыми разливами нефти и на которые сливались различные отходы производства. Так вот, «КазМунайГаз» намерен утилизировать эти загрязнения, а также утилизирует и переработает отходы, размещенные на необорудованных шламонакопителях. Это вообще впервые в Казахстане, когда компания берет на себя обязательства в подобных объемах. Я считаю, это яркий пример заботы компании об окружающей среде.

Кроме того, в настоящее время мы рассматриваем возможность строительства нового газоперерабатывающего завода в городе Жанозен. Как вы знаете, периодически на западе возникают перебои с поставками газа и в целом существует риск полной остановки действующего завода Казахского газоперерабатывающего завода из-за высокой степени изношенности и сверхнормативной эксплуатации технологического оборудования. А это, естественно, повлечет последствия в виде полной остановки объектов добычи нефти и газа недропользователей, которые поставляют газ на переработку. Кроме того, возникнет дефицит товарного и сжиженного нефтяного газа.

Пока идут предварительные работы, мы проводим встречи и переговоры с возможными стратегическими партнерами и инвесторами для реализации данного проекта. Конечно, в случае строительства нового завода будут учтены все новейшие технологии в области переработки газа.

Я перечислил только проекты в сфере производства, а ведь еще есть нефтепереработка, транспортировка, финансовая часть.

Источник

  • Создано .