29-я Международная Выставка и Конференция «Нефть и Газ»

Нефтяная система координат. Казахстан сформирует устойчивое энергетическое будущее

Согласно прогнозу BP Statistic, в предстоящее двадцатилетие доля потребления угля и нефти снизится на фоне заметного роста доли возобновляемых источников энергии и газа. При этом газ в период 2010-2030 гг., будет занимать наибольшую долю в приросте, а доля возобновляемых источников энергии в этой структуре будет уже сопоставима с углем и выше, чем у нефти.


Важно то, что в абсолютном выражении ожидается рост топливопотребления по всем видам топлив, включая нефть. В среднегодовом исчислении рост потребления нефти составит около 0,2%. Пик потребления нефти, таким образом, еще впереди.

Подавляющая доля прироста энергопотребления будет приходиться на страны, не входящие в ОЭСР, в частности, на Китай, Индию и другие. Потребление в Европе и США, по сути, стабилизируется. Это будет следствием, прежде всего, эффективной энергосберегающей политики.

Все это важно с точки зрения определения в этой общей системе координат места Казахстана, входящего в первую десятку стран мира по запасам углеводородов и занимающего второе место после Российской Федерации в СНГ.

Растущая добыча

Доказанные запасы Казахстана составляют: по нефти – 39,8 млрд баррелей нефти, по газу – более 3 трлн. кубических метров. Наличие десятков разведочных контрактов позволяет надеяться на увеличение этих цифр, хотя сейчас прирост добычи прогнозируется и при существующих запасах.

Как сообщил на энергетическом форуме KazEnergy в Астане в начале октября председатель правления национального нефтегазового холдинга «КазМунайГаз» Ляззат Киинов, по объему добычи нефти Казахстан в 2011 году занял 15-ое место в мире. За 20 лет уровень добычи нефти и газового конденсата вырос в 3 раза, превысив 82 млн тонн в прошлом году.

По данным Министерства экономического развития и торговли РК, добыча нефти и газового конденсата в Казахстане в 2013 году составит 82 млн тонн, в 2014-ом – 83 млн тонн, в 2015-ом – 90 млн тонн, а в 2017 году прогнозируется на уровне 102 млн тонн.

При этом среднегодовая мировая цена на нефть прогнозируется на уровне $90 за баррель в 2013 году, $89 — в 2014-ом и $88 — в 2015-ом. Среднегодовая цена на 2012 году прогнозируется на уровне $100 за баррель.

Между тем, правительство Казахстана разработало проект республиканского бюджета на 2013-2015 гг. с учетом прогнозной цены на нефть на мировом рынке в размере $90 за баррель в 2013 году и $88,5 за баррель в 2014-2015 годах.

Рост ВВП в предстоящем трехлетнем периоде ожидается в пределах 6-8%, среднегодовой курс тенге к доллару США прогнозируется на уровне 148,5 тенге за доллар. Уровень инфляции ожидается в коридоре 6-8%.

По мнению экспертов, до тех пор, пока стоимость нефти будет оставаться на уровне ниже $70 за баррель, повода к беспокойству за судьбу национальной валюты у казахстанцев нет. В этом случае, считают они, прибыль от продажи нефти обеспечит тенге стабильное положение.

Как сообщил Л.Киинов, Казахстан, а вместе с ним и «КазМунайГаз», при формировании своих стратегических планов и прогнозов обращает наибольшее внимание на мировые тренды нефтегазового рынка, к примеру, на достижение пиковых показателей добычи в некоторых нефтеносных регионах мира и рост производства энергоносителей странами, не входящими в ОПЕК. И хотя, влияние ОПЕК на конъюнктуру рынка энергоносителей остается существенной, все большую роль начинают играть именно крупные, независимые производители, говорит он.

Примечательно, по словам Л.Киинова, турбулентность мировой экономики не снизила объемы потребления нефти, а наоборот, усилила потребность и спрос на энергоресурсы.

При этом структура спроса постепенно меняется. На повестке дня стоит вопрос сохранения лидирующей позиции потребления жидких углеводородов по отношению к природному и сланцевому газу, и в определенной степени к возобновляемым энергоресурсам. Помимо прочего, из последних трендов глава нацкомпании отметил резкий скачок производства нефти и газа в США, появление прорывных технологий добычи со сланцевых месторождений, постепенное увеличение квот со стороны ОПЕК (рост добычи наблюдается в ОАЭ, Саудовской Аравии и Ираке) и замедление спроса на энергоносители со стороны Китая и стран Юго-Восточной Азии.

Казахстан находится в сердце Евразийского континента. Основные трансконтинентальные маршруты, соединяющие Азиатско-Тихоокеанский регион с Ближним и Средним Востоком, и Европой проходят именно через нашу страну, расположенную в окружении стремительно растущих рынков России, Китая и Индии.

В Казахстане растет объем валового внутреннего продукта (ВВП в 2011 году в текущих ценах превысил $188 млрд, что на 7,5% больше по сравнению с 2010 годом). Политическая стабильность и благоприятный инвестиционный климат способствовали значительному притоку прямых иностранных инвестиций. На этапе становления страны основное направление инвестиций было связано с проектами недропользования, энергетическими и инфраструктурными проектами. Даже в годы мирового финансового кризиса уровень инвестиций в страну находился на самом высоком уровне.

Как напомнил в ходе форума KazEnergy министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев, Казахстан — энергоизбыточная страна. Покрывая свои внутренние потребности, страна экспортирует нефть, газ, уголь, уран, имеет серьезные намерения по росту возобновляемых источников энергии.

По его словам, в настоящее время в Казахстане продолжается работа по действующим контрактам на добычу, и данные производства учитывают объемы на базе уже утвержденных технологических схем добычи, без учета ряда крупных анонсированных проектов. А именно: 2-го этапа проекта освоения месторождения Кашаган, проекта будущего роста «Тенгизшевройла» (ТШО) и 3-й фазы разработки месторождения Карачаганак, которые планируется реализовать в будущем. Прогнозные данные по объему добычи нефти в Казахстане, как указал министр, достаточно осторожные, поскольку здесь никак не учтены возможные объемы добычи по тем 65 разведочным контрактам, работы по которым продолжаются в данный момент. Разумеется, часть структур окажется сухими, но по какой-то части, запасы будут подтверждены, и они, безусловно, перейдут на этап добычи. С другой стороны, возможные задержки в реализации трех названных проектов, чего, само собой, правительство надеется не допустить. Для чего требуется слаженная работа с инвесторами-партнерами.
 
Как обстоят дела в этом отношении?

Как проинформировал С.Мынбаев, по Кашагану все вопросы 1-го этапа остались позади, в мае этого года было подписано соответствующее соглашение об урегулировании споров. Прогресс в работах на месторождении налицо. Начало коммерческой добычи на этом месторождении ожидается в период с декабря 2012 г. по июнь 2013 г. По второй фазе Кашагана Миннефтегаза ждет от консорциума NCOC, являющегося оператором месторождения, внесения соответствующих документов. С.Мынбаев не исключает, что там будет ряд подэтапов. Подготовительная работа уже идет.

Он также сообщил, что по проекту освоения Карачаганака переговоры по урегулированию спорных вопросов и приобретению «КазМунайГазом» 10%-й доли также завершены. Стороны готовы к обсуждению вопросов расширения проекта в рамках III-й фазы. Конкретные параметры такого расширения казахстанское правительство планирует обсудить с РФ, поскольку значительный объем сырого газа планируется поставлять на переработку на Оренбургский ГПЗ. Другую часть предполагается поставлять на ГПЗ, планируемый к строительству на территории РК, как раз близ Карачаганака. «Полагаю,

все стороны заинтересованы в ускоренном согласовании параметров этих проектов», — добавил министр.

Что касается так называемого Проекта будущего расширения на Тенгизе, по словам С.Мынбаева, в настоящее время данный проект находится на рассмотрении у акционеров. Министерство нефти и газа ожидает скорого его внесения на Центральную комиссию по ресурсам (ЦКР). По результатам предварительного рассмотрения, как подчеркнул министр, данный проект соответствует интересам РК.

Как добавил Л.Киинов, одним из главных направлений по увеличению ресурсного потенциала будет оставаться интенсификация геологоразведочных работ. Он сказал, что проведенные за последние три года исследования позволили установить новые геологические особенности строения бассейнов, что позволяет предполагать наличие значительных по запасам на нефть и газ перспективных зон и объектов на территории нашей страны. К примеру, в соответствии с планами «КазМунайГаза», за счет значительных вложений в геологоразведку, проведения сейсморазведочных работ и поисково-разведочного бурения, с 2015 года у нацкомпании будет наблюдаться существенный прирост запасов.

Понятно, что без применения инноваций в области геологоразведочных работ, эффективного исполнения наших планов не добиться. Особенно это важно, для наших добывающих активов, где присутствует определенное количество низкорентабельных, и месторождений с истощенными и трудноизвлекаемыми запасами. Применение эффективных технологий интенсификации нефтедобычи и внедрение новых технологий бурения предоставит компаниям возможность значительно увеличить объемы добычи.

Также в будущем основной прирост запасов и добычи углеводородов будет связан с освоением шельфа Каспия. Вплоть до 2014 года продолжится дальнейшая реализация проектов: Жемчужины, Н, Жамбыл, Сатпаев, Женис, Абай, Исатай, Шагала, Дархан, Хвалынское, Центральная и других, в рамках которых намечено бурение 19-20 разведочных и оценочных скважин. Несомненно, ключевая роль в увеличении добычи углеводородов на Каспии отведена старту в 2013 году производственной фазы Кашаганского проекта.

В целом за счет нефтяных проектов на Каспии уровень добычи нефти и газового конденсата к 2022 году должен вырасти в 1,6 раза по отношению к аналогичному показателю текущего года.

Как бы ни развивалась в дальнейшем нефтедобыча в республике, главным приоритетом по-прежнему будут оставаться поставки на внутренний рынок. Они быстро растут. Тем не менее, в силу достаточных объемов добычи, большую часть нефти страна имеет возможность экспортировать.

Транспортные возможности

Сейчас действующими нефтепроводными системами, способными обеспечить экспорт казахстанской нефти, являются Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), Казахстано-Китайский Трубопровод, Атырау-Самара и Баку-Тбилиси-Джейхан. Понятно, что возможны поставки и на другие дальние рынки с выходом на них через Черное море или по трубе Баку-Тбилиси-Джейхан на Средиземноморье, не говоря уже о рынках ближайших соседей: Узбекистана, Афганистана и других. Тем не менее, с точки зрения объемов экспорта главные экспортные рынки для нас это ЕС и Китай.

Демонстрируя приблизительное распределение казахстанской экспортной нефти по этим ключевым направлениям с учетом их пропускной способности и планов по их расширению, министр Мынбаев сказал, что по КТК в 2012 году ожидается транспортировать 29 млн тонн казахстанской нефти. Сейчас реализуется проект по его расширению, что позволит транспортировать до 52 млн тонн казахстанской нефти ежегодно. Срок окончания 1-й фазы проекта расширения КТК – 2012 год (33,5 млн тонн казахстанской нефти); 2-й фазы – 2013 год (49,3 млн тонн казахстанской нефти); 3-й фазы

– 2015 год (52 млн тонн казахстанской нефти). Несмотря на ранее прозвучавшие признания со стороны российской нефтетранспортной компании «Транснефть» о имеющей место задержке строительных работ сроком на полгода и даже больше, С.Мынбаев заявил на форуме в Астане, что соответствующие работы идут по графику. Пока, с точки зрения netback цены, для Казахстана КТК — это наиболее эффективное направление.

По нефтепроводу Атырау-Самара транспортировка в 2012 году ожидается на уровне 15 млн тонн. Этот маршрут для Казахстана все еще остается одним из ключевых, и пока расширения объемов экспорта по данному направлению не планируется.

По нефтепроводу Казахстан-Китай экспорт нефти в 2012 году ожидается на уровне 11 млн тонн. Планируется его расширение до 20 млн тонн в год. Соответствующее соглашение находится в проработке. Технологически это можно осуществить очень быстро.

Через Морпорт Актау в 2012 году будет отгружено 8 млн тонн нефти. Далее эти объемы идут частично через Махачкалу на Черное море, частично через Баку до Батуми. Разумеется, часть объемов в будущем может поступать в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан в случае наличия свободных мощностей и приемлемых коммерческих условий, которые пока, впрочем, не совсем устраивают компании, в частности ТШО, который в конце 2008 года начал экспорт тенгизской нефти по этой системе, однако в январе 2010-го прекратил ввиду невыгодных условий поставок.

Железнодорожные перевозки, по информации С.Мынбаева, выполняют роль резервного транспорта. Хотя объемы отгрузки по железной дороге на сегодня составляют около 7 млн тонн в год — это немалый показатель.

Всего за 20 лет независимости объем экспорта нефти увеличился с 13 млн до 71 млн тонн в год, было построено порядка 4000 км нефтепроводов, трубопроводные экспортные мощности увеличились с 10 млн до 58 млн тонн нефти в год.

Между тем министр заявил, что за пределами 2020 года с учетом роста добычи может ожидаться некоторая нехватка нефтетранспортных мощностей. Впрочем, добавил он, во-первых, эта нехватка будет продолжаться не столь долгий период. Во-вторых, пока есть время для принятия решения и возможного наращивания мощностей по тем или иным направлениям: в Китай, через БТД, по железной дороге и другим маршрутам.

Газовый потенциал

Говоря о перспективе развития в Казахстане газовой отрасли, С.Мынбаев сообщил, что доказанные запасы газа в Казахстане составляют 3,9 трлн. кубометров — это 1,9% от мировых запасов. Газ в республике в основном нефтяной попутный. Это означает, что в целях рационального недропользования и более полного извлечения жидких фракций, значительная часть добываемого газа закачивается обратно в пласт. Таким образом, несмотря на значительный рост добычи сырого газа, производство товарного газа в рассматриваемый период до 2030 года не столь значительно. Основные объемы производства товарного газа в РК ожидается за пределами этого срока.

Что касается вопросов распределения газа, здесь приоритет для Казахстана — опять же внутренний рынок. Растущие экологические требования и общемировые тенденции будут иметь место и в нашем случае. Под такой рост внутренних поставок будет ориентирована система внутренних магистральных газопроводов, включая газопроводы Бейнеу-Бозой-Шымкент, Тобол-Кокшетау-Астана. Ежегодно в республиканском бюджете предусматриваются средства для региональных газопроводов.

Вообще, по словам Л.Киинова, развитие газотранспортной системы, а также создание новых и развитие существующих региональных газораспределительных сетей занимает значимую часть Стратегии развития «КазМунайГаза». При этом он назвал упомянутый выше проект строительства газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент протяженностью 1,4 тыс. км важным для отрасли и страны в целом. Его реализация позволит полностью обеспечить потребность внутреннего рынка, повысить энергетическую безопасность

экономики, создать новый экспортный маршрут поставки природного газа с западного региона, образовав единую газотранспортную сеть страны. Л.Киинов сообщил, что «КазМунайГаз» планирует масштабные инвестиции в расширение национальной газотранспортной инфраструктуры, что позволит существенно увеличить потребление газа на внутреннем рынке.

Несмотря на значительную инерционность сектора топливопотребления, а соответственно и топливопроизводства, масштабные и достаточно динамичные изменения в этой сфере могут иметь место. Наглядный тому пример США. Новые технологии добычи сланцевого газа и наличие соответствующих общественно-экономических условий превратили США из традиционного импортера в экспортера газа. И вообще эта страна быстро движется в направлении энергонезависимости, говорят в Миннефтегазе.

Сейчас Казахстан довольно активно развивает собственный транзитный газовый потенциал. Это, как считает С.Мынбаев, и есть непосредственное исполнение функций энергомоста. «И, полагаю, мы выполняем эту функцию достаточно хорошо», — заметил он.

По его данным, через систему САЦ в 2011 году объем транзита составил 19,15 млрд кубометров газа, в т.ч. из Узбекистана в РФ – 7,95 млрд кубометров, из Туркменистана в РФ — 11,2 млрд кубометров. Через недавно построенный газопровод Казахстан-Китай в 2012 году мощности по транспортировке достигнут 30 млрд кубометров. Предполагается расширение этой мощности до 55 млрд кубометров. В настоящее время Соглашение о расширении проходит внутригосударственные процедуры по вступлению его в силу.
 
Сервисные проекты

Сервисные проекты входят в число основных стратегических бизнес-направлений деятельности «КазМунайГаза» как национальной компании. Комплексным планом развития береговой полосы казахстанского сектора Каспийского моря основными пунктами размещения береговой инфраструктуры определены города Атырау и Актау, поселки Баутино и Курык (Мангистауская область).

В районе Баутино уже осуществлено опережающее развитие береговой инфраструктуры. В Атырауской области реализуется проект строительства Северо-Каспийской экологической базы реагирования. Дальнейшее развитие инфраструктуры у поселка Курык связано со сроками, масштабами и темпами освоения нефтегазовых структур в южной части казахстанского сектора Каспийского моря.

Сейчас многие нефтегазовые компании являются крупными донорами научно-технической сферы и внедрения инноваций. К примеру, тот же «КазМунайГаз» приступил к созданию инновационного кластера – группы своих инновационных организаций — с целью усиления научных и прикладных исследований, разработки и внедрения новых технологий для решения актуальных производственных задач.

Планируется создание на территории Специальной экономической зоны «Парка информационных технологий» Института Нефтегазовой инженерии и Института Информационных Технологий, а также научно-исследовательского центра АО «Казахстанский институт нефти и газа». При этом будут задействованы такие научно-исследовательские институты как: АО «Назарбаев Университет», «КИНГ», «КБТУ», Институт химических наук им А.Б. Бектурова, Институт органического катализа и электрохимии им Д.В. Сокольского. Также планируется развивать активное сотрудничество с отечественными и зарубежными НИИ и ВУЗами, а также иностранными и российсками партнерами в области НИОКР и инновационных проектов.

Нефтепереработка

Как сообщил на форуме KazEnergy Л.Киинов, общий объем инвестиций в реализацию проектов модернизации всех трех работающих на территории Казахстана нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) — Шымкентского, Атырауского и Павлодарского - ожидается на уровне более $6 млрд. Сроки реализации проектов намечены на период 2013-2015 гг.

Реконструкция и модернизация казахстанских НПЗ является важнейшим приоритетом развития всей отрасли. Она позволит увеличить объем производства до 19 млн тонн нефти в год и среднюю глубину переработки нефти от 89 до 90%, снизить производство мазута и увеличить выход светлых нефтепродуктов, повысить качество бензина и дизельного топлива до уровня стандартов «Евро-4» и «Евро-5», а также увеличить средний индекс комплексности казахстанских НПЗ до мирового показателя 10,2.
 
  • Создано .